You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ

ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ

ДВОРЕЦ БЕЛОСЕЛЬСКИХ-БЕЛОЗЕРСКИХ
Невский проспект, №41

За Аничковым мостом Невский проспект постепенно утрачивает свой парадный, торжественный и величественный вид. Здесь вместо банковских, торговых и общественных зданий преобладают доходные дома, о которых в старом Петербурге говаривали: «Выгоднее иметь доходный дом на Невском, чем золотой рудник в Сибири». Известное исключение представляет разве что дом, принадлежавший старинному роду Белосельских-Белозерских. Да и то можно заметить, что его архитектурный облик, созданный в середине XIX века архитектором А.И. Штакеншнейдером в стиле т. н. «второго барокко», отдаёт определённым провинциализмом, впрочем, довольно уместным в этой части города.

На исходе XVIII века архитекторами Тома де Томоном и Ф.И. Демерцовым для графини Белозерской был построен 3-этажный дом, со скромным, сдержанным фасадом в классическом стиле.

Свой нынешний необарочный вид во вкусе растреллиевских дворцов здание приобрело после перестройки по проекту А.И. Штакеншнейдера, по заказу князя К.В. Белосельского-Белозерского, в 1847-1848 годах. Тогда были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, и возведены новые флигеля во дворе дома. Внешний облик и внутренняя отделка дома изменились коренным образом.
Возможно, прототипом здания послужил дворец графа Строганова, построенный Растрелли. В отделке фасадов дворца Белосельских-Белозерских широко использованы художественные примы русского барокко XVIII века. Фигуры атлантов и кариатид были созданы по моделям скульптора Д.И. Иенсена. Внутренняя отделка дворца — в первую очередь широкая парадная лестница и мраморные камины — была выполнена Штакеншнейдером. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решетке перил можно было разглядеть изящные вензеля из инициалов владельца. Очень красиво была отделана богатая библиотека Белосельских-Белозерских: стены, обитые резными деревянными панелями и затянутые шёлком; камин, украшенный рельефным узором; огромное зеркало в позолоченной раме.

Дома на Невском проспекте и на многих прилегающих к нему улицах украшены памятными досками, свидетельствующими о разных людях и событиях, в них происходивших. Все эти доски на виду — подходи читай. Справедливости ради надо сказать, что о себе не забывали и некоторые зодчие. Правда, они украшали памятными досками дома, ими построенные. Очень себя ценил Александр Хренов, весьма востребованный мастер начала ХХ века, отмечавший свои постройки мраморными памятками.
Но Александр Сергеевич не был в этом плане оригиналом. Самая старая памятная доска, установленная зодчим на возведённом им здании, относится к 1847 году. Только в отличие от хреновской доски и от тех, что установили спонсоры, находится она в столь укромном месте, что можно сотни раз пройти мимо и не заметить.
На памятной доске, расположенной почти на уровне тротуара Невского проспекта, написано: «Основанъ 1847 года. Строитель — Академик Архитектуры Андрей Ивановичъ Штакеншнейдеръ». А ведь это крупнейший зодчий середины XIX столетия, выдающийся представитель периода так называемой ранней эклектики! Само слово «дворец» применительно к дому № 41 по Невскому проспекту — это высочайшая оценка его творения, поскольку, по сути, это не дворец, а особняк!

На карте мистических адресов Санкт-Петербурга этот участок на левом берегу Фонтанки с давних пор пользуется славой «Района двойников». Здесь, на месте Троице-Сергиевского подворья, расположенного рядом с дворцом Белосельских-Белозерских, находился в своё время дворец, где имп. Анна Иоанновна перед самой своей кончиной увидела двойника.
Недалеко отсюда жил Пётр Андреевич Вяземский, который однажды, придя домой, увидел в своём кабинете «самого себя, сидящего за столом и что-то пишущего».

Закрепившееся название дворца — Белосельских-Белозерских — не просто случайное — прямо неверное. Действительно, князь, Рюрикович, генерал свиты Эспер Белосельский-Белозерский заказал это палаццо в духе Растрелли Адриану Штакеншнейдеру, но умер в 1846 году, когда только рыли фундамент. Его супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) недолго горевала, вышла замуж за князя Василия Кочубея и переехала в его особняк на Литейном проспекте. Дворец на Невском она использовала для проведения балов исветских вечеров. Из-засоседства симператорским Аничковым дворцом сюда часто наведывались царские особы. По словам соседа Елены Павловны, графа Сергея Шереметьева, в 1860-е годы хозяйка дома, почти уже маститая, ещё не уклонялась от роли поглотительницы сердец, хотя именно сердце здесь было ни при чём.
Внешнее благоприличие, доведённое до последнего предела, даже до чопорности, прикрывало внутреннее ничтожество. «Аленка, мишурная сестрица», — злобно называла её Ольга Скобелева. А уж она-то знала Елену Павловну, ведь её родная сестра (а братом Скобелевых был знаменитый полководец) Надежда Дмитриевна стала невесткой графини Кочубей.
С 1865 года она поселилась во дворце как жена сына Елены Павловны от первого брака — флигель-адъютанта Константина Белосельского. Дворец продолжал считаться самым томным местом столицы, хозяева говорили на русском с легким английским акцентом — последний писк моды 1880-х.
Меж тем капитализация главных активов хозяина — металлургических предприятий Урала стремительно падала: неудачный менеджмент, отсутствие инвестиций в основное производство, плохая проработка маркетинга. Князь Кочубей набрал кредитов у государства, но в конце концов вынужден был рассчитаться с казной дворцом на углу Невского и Фонтанки. В 1884 году дворец отошел великому князю Сергею Александровичу — младшему брату Александра III. Это был своеобразный свадебный подарок к свадьбе Сергея с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (после принятия православия Елизаветой Федоровной). Стех пор дворец стал называться Сергиевским. Сергей Александрович в семье Романовых — один из самых неприятных персонажей. Надменный, вспыльчивый, нелюдимый, он предпочитал общество сослуживцев по Преображенскому полку, отличался нелюбовью к инородцам и редким невежеством. К тому же, несмотря на женитьбу, слабому полу он во всех смыслах решительно предпочитал мужчин

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top