You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » КОЛЁСООТБОЙНЫЕ ТУМБЫ

КОЛЁСООТБОЙНЫЕ ТУМБЫ

КОЛЁСООТБОЙНЫЕ ТУМБЫ
Это такие невысокие столбы, которые устанавливались у въезда в арку дома. Они призваны были «отбивать колёса» карет и экипажей, не позволяя им оббивать углы стен. Гранитные или чугунные столбы диаметром 30-40 см. и высотой 140-150 см. вкапывались на глубину около 30 см. Чугунные отливались на Путиловском, Александровском или принадлежавшем Берду чугунолитейных заводах. Из гранита их вытёсывали каменотёсные мастера — к примеру, такие заказы принимал скульптор и подрядчик Самсон Суханов. У каждого каменного дома с внутренним двором стояло по 4 такие тумбы — с внешней и внутренней сторон арки. На протяжении всего Невского проспекта арок с тумбами осталось меньше, чем пальцев на руках, поскольку главную «першпективу» асфальтируют и мостят каждый сезон. Но стоит свернуть в сторону — на Марата, Гороховую, Суворовский — и тумбы, как шляпки грибов после дождя, торчат из-под асфальта. Видимо, очень старые тумбы можно увидеть у Петровских ворот Петропавловской крепости — гранитные, прямоугольной формы с пирамидальным навершием. Чугунных тумб сохранилось совсем мало. Самые необычные, со стилизованными львиными мордами, стоят у въезда во двор Строгановского дворца. Такая же пара у соседнего здания (Невский, 19) — они отлиты, предположительно, на заводе Сан-Галли. У ворот Суворовского училища в качестве колёсоотбойников вкопаны старые пушечные стволы. Такие же стоят во дворе дома №16 по Вознесенскому проспекту. Иногда чугунные тумбы имитируют пушки — например, на Марата, 35. Наконец, просто чугунные столбы с навершиями в виде розеток стоят у Иоанновских ворот Петропавловки. Такие же розетки часто украшали и гранитные тумбы — это был «стандартный дизайн». А вот тумбы нестандартно большого размера защищают ступени Казанского собора: это 8-гранные столбы розового гранита, диаметр которых около полуметра. Необычная форма также у тумб, охраняющих арку дома №1 по ул. Некрасова.
Колёсоотбойными тумбами являются и те столбы, которые ставились на улицах, чтобы отделить проезжую часть от пешеходного тротуара. Как гласил указ 1816 года, по краям тротуаров «должны быть столбики, расстоянием от 2 до 3 сажень один от другого. Столбики сии будут в 3 фута вышины. Владельцы домов могут употреблять чугунные или гранитные столбики, но величина их и форма должны быть по данной модели». Однако уже спустя полвека эти тумбы стали мешать жителям. С конца XIX века от применения тумб стали понемногу отказываться.
Но сейчас, когда стало модным устраивать пешеходные зоны, у всех видов колёсоотбойников появилась надежда на светлое будущее. Тумбы, продолжая выполнять своё предназначение — не давать экипажам всех видов заезжать на территорию пешеходов или же охранять углы домов от колёс, — воссоздаются ещё и для полноты исторического антуража.

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top