You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » МАРИ АНН КОЛЛО

МАРИ АНН КОЛЛО

МАРИ АНН КОЛЛО
Французский философ Дени Дидро был весёлым человеком и любил разыгрывать своих друзей. Скульптор Этьен Фальконе
от души смеялся над его шутками, не предполагая, что
очередной жертвой такого розыгрыша станет он сам.
- Могу тебе рекомендовать ученика, — сказал ему однажды Дидро.
- Никаких учеников, — ответил Фальконе. — Мне скоро 50 лет, и я уже устал от их бестолковости.
Тогда Дидро пояснил, что он и, в особенности его жена озабочены судьбой двоих детей, у которых недавно умерла мать, мадам Колло, а их отец уже давно перестал интересоваться ими. Младшему всего 8 лет, и трудно сказать, что из него может получиться, а старшему 15, и он уже проявил незаурядные способности к рисованию…
Фальконе неохотно взял протянутую ему папку с рисунками.
- Представляю себе! — сказал скульптор ворчливо, но не прошло и минуты, как выражение его лица изменилось. — Если мальчишка способен так рисовать, нигде не учившись, то каких успехов достигнет, пройдя хорошую школу! Пусть он придёт ко мне завтра после полудня.
На следующий день, когда в мастерскую Фальконе вошла девушка, мастер устремил на неё цепкий взгляд, оценивая фигуру и прикидывая для чего может послужить моделью эта натурщица.
- Наниматься пришла? — спросил он, и не дождавшись ответа, велел: — Раздевайся, посмотрю.
Скульптор повернулся к своей работе, а когда через несколько минут вспомнил про девушку, она стояла на том же месте, в том же самом траурном платье.
- В чём дело? — рявкнул Фальконе.
- Мосье Дидро сказал мне, что вы разрешили прийти, — пролепетала девушка. — Меня зовут Мари Анн Колло. Мосье Дидро сказал, что вам понравились мои рисунки…
«Ах, чёрт! — мысленно воскликнул Этьен. — Ловко провёл меня Дени. Знал ведь, что я ни за что не возьму в ученики девчонку! А теперь придётся…».
Сначала он готовил Мари Анн в художники, но очень быстро понял, что призвание воспитанницы — скульптура. Вылепленные ею портреты были столь хороши, что однажды, примерно через год от начала их занятий, Фальконе разбил молотком свою работу — портрет Дидро, когда рядом поставил бюст этого философа, созданный мадемуазель Колло.
Ещё через год Фальконе получил приглашение в Россию для работы над памятником Петру Великому. Посланник Екатерины II в Париже князь Дмитрий Алексеевич Голицын был к этому времени хорошо знаком с творчеством Мари Анн Колло, автором уже многих произведений, включая его собственный скульптурный портрет…
Но не только за собственный её талант была приглашена Мари Анн в Россию — без неё не соглашался ехать сам Фальконе. Что связывало их? Резкий, неуравновешенный, он даже ни одну из кухарок не мог заставить служить у себя больше года. А Мари Анн не расставалась с ним до самой его смерти. Осведомлённый Дидро считал, что они могли бы составить отличную супружескую пару. Но что-то мешало давно овдовевшему Фальконе жениться на своей помощнице…
Сведения о жизни Мари Анн в Петербурге сохранились, в основном, в переписке Фальконе с Екатериной. Из «портретолитейного дома» на углу Морской ул. и Кирпичного пер. в императорский дворец и обратно регулярно шли письма. Из этих писем можно узнать, что Мари Анн создала несколько скульптурных портретов, которые так понравились Екатерине, что она заказала юной ваятельнице и собственную персону в мраморе и несколько профильных изображений в бронзе. В результате, не прожив и трёх месяцев в России, 18-летняя Мари анн была удостоена звания академика Санкт-Петербургской академии художеств.
Едва ли Фальконе с самого начала работы над памятником Петру I предполагал, что голову императора вылепит Мари Анн. Он делал свои варианты, но и она не могла не увлечься этой же темой. Таким образом, в мастерской появились и его, и её скульптурные эскизы. Фальконе всё же не считал себя прирождённым портретистом и понял: ученица превзошла его в этом деле. И, если за 5 лет до этого в Париже в минутном порыве восхищения работой ученицы он разбил созданный им скульптурный портрет Дидро, то сейчас спокойно решил, что памятник Петру должен получиться как можно лучше. И Этьен выбрал тот вариант головы русского царя, который вылепила Мари.
Бронзовый памятник 1-му императору России, с лёгкой руки Пушкина называемый теперь «Медным всадником», стал одним из лучших скульптурных творений в мире. Знаменитый монумент прославил имена Этьена Мориса Фальконе и Мари Анн Колло. Прав оказался Дидро, с детства прозвавший Мари Анн — мадемуазель Виктуар, то есть — госпожа Победа…
Летом 1773 в «портретолитейной» мастерской только и было разговоров, что об ожидаемом приезде в Петербург их общего друга Дени Дидро. Уже была приготовлена и комната для него, но неожиданно эту комнату занял другой жилец — сын Фальконе Пьер Этьен. Он прибыл из Англии, где учился живописи у знаменитого Джошуа Рейнолдса. Фальконе-старший был безумно рад его нежданному появлению, но утверждать, что Пьер Этьен приехал к отцу, означало бы сказать только часть правды. Их отношения разладились давно, когда неисправимое легкомыслие мальчика Пьера схлестнулось с непоколебимым упорством его отца. Сын ушёл из дома и начал искать свой путь в жизни. И в Петербург его привело не столь желание повидать отца, сколь дошедшие до него вести о вольготной жизни художников при дворе просвещённой русской императрицы. А уж если родитель может ему протекцию составить, то грех таким случаем не воспользоваться…
Внезапное желание Пьера жениться на мадемуазель Колло привело Этьена Мориса в смятение. Разве не мучил его всю жизнь нелепый разрыв с сыном, разве не мечтал он видеть Пьера своим учеником и другом? И вот теперь судьба даёт им шанс всё исправить. Но можно ли рисковать счастьем Мари? Привыкший делиться всеми мыслями с Мари Анн, Этьен Морис и тут не скрыл тревог и сомнений. И девушка ответила, что согласится выйти за Пьера, но не потому, что любит его, а потому что готова на всё ради любимого учителя. «Так не выходят замуж», — подумал скульптор, но Пьер настаивал, Мари Анн уже не возражала, и потому Фальконе-старшему не оставалось ничего другого, как благословить молодых.
Став мадам Фальконе, она не захотела ничего менять в своей жизни и по-прежнему каждое утро торопилась в мастерскую. Пьера это злило

Страниц: 1 2

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top