You Are Here: Home » Городов » Санкт-Петербург » Разное » Центральный Государственный архив

Центральный Государственный архив

Центральный Государственный архив
литературы и искусства
Санкт-Петербурга
Шпалерная улица, №34

Архив Министерства Императорского двора в 1826 году занял казённый склад, принадлежавший Гоф-интендантской конторе и находящийся на территории Магазинского двора, выходившего на
Шпалерную улицу и на набережную Невы. В 1853 году архитектор Л.И. Шарлемань приспособил для хранения документов дом №34 по Шпалерной улице.
Полностью его переделал в 1899-1902 академик А.А. Бруни. Он надстроил здание и оформил его лицевой фасад в стиле псевдобарокко. Одновременно академик А.Г. Трамбицкий возвёл на набережной Невы и вдоль Шпалерной огромные жилые корпуса для работников Министерства двора, в том числе архивистов. В корпусе на Шпалерной, например, жил К.Я. Грот, член-корреспондент Академии наук и заведующий архивом.
В 1926 году документы, хранившиеся в архиве бывшего Министерства императорского двора, передали в Государственный исторический архив. А в здании расположился ломбард, но в 1936 году сюда вновь въехал архив, на этот раз — Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства. В 1971 году он переехал в Невский район, а его место занял созданный двумя годами ранее Государственный архив литературы и искусства.
Этот сугубо тематический архив ставит своей целью собирание материалов как учреждений культуры, так и её деятелей, принимая на хранение их личные архивы. В архиве, который сейчас называется Центральный Государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга, есть и дореволюционные документы, но большинство из 270 тысяч хранимых дел относится к советскому периоду. В наши дни именно в этот архив петербургские писатели, художники, композиторы чаще всего завещают свои собрания рукописей и документов.
ЦГАЛИ СПб занимает 2 смежных здания. Одно, — 2-этажное в духе позднего классицизма — выходит на набережную Невы, другое 4-этажное — на Шпалерную. Его фасад оформлен с претензией на барокко: по краям — рустованные лопатки, тосканские пилястры объединяют 2 этажа, наличники рельефного профиля, на крыше меж тумбами идёт железная решётка. Из кованого железа сделаны и въездные ворота.
Внутри здание мало любопытно. Исключение составляет
читальный зал, где на железобетонные перекрытия А.А. Бруни
поставил металлические опоры, которые создают впечатление
некоего промышленного интерьера.

Leave a Comment

© 2011 Powered By Wordpress, Goodnews Theme By Momizat Team

Scroll to top